школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой.

Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа.

Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Особенности астма-школы

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов.

Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер.

Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Задачи школы здоровья астмы

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой.

Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии.

Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.
  • Ознакомление с первыми предвестниками астматического удушья.
  • Обучение различным способам быстрого прекращения приступа.
  • Профилактика наступления удушья.
  • Предоставление знаний о первой самопомощи медицинского характера.
  • Информирование о новых методах лечения заболевания.
  • Разъяснение принципов работы специальных приборов, использующихся при астме (ингалятор, спейсер, пикфлоуметр).
  • Предоставление знаний о способах самостоятельного контролирования протекания болезни.
  • Обучение коррекции факторов риска.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Организационные моменты в работе астма-школы

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

  • В помещении для занятий желательно должны быть парты (столы), чтобы пациенты могли конспектировать материал.
  • Объем подаваемого материала должен быть оптимально подобран по времени и сложности. Так как одни темы участники проходят быстро, а другие, наоборот, вызывают множество вопросов.
  • План занятия следует оглашать в начале занятия.
  • Для доступности, эффективности подачи информации и более высокой ее запоминаемости, нужно применять видеоролики, изображения, графики, плакаты, буклеты, фильмы, препараты и приборы.
  • Придерживаться правил индивидуального подхода к каждому пациенту.

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Программа занятий

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/astma/shkola-zdorovya-astma.html

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,570

школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой
1 Светый Л.И. 1 1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России Статья посвящена анализу организации работы школы здоровья для больных бронхиальной астмой разных возрастных групп в реальной клинической практике в амбулаторных условиях.

После проведения занятий с больными в астма-школе отмечалось снижение их обращений в поликлинику в 2,6 раза; в службу скорой помощи – в 5,4 раз; числа госпитализаций – в 5 раз. Оценка реальной практики проведения астма-школы в амбулаторных условиях подтверждает необходимость дальнейшего внедрения и совершенствования астма-школ для больных бронхиальной астмой разного возраста.

Анализ результатов исследований является важным информационным каналом для врачей первичного звена здравоохранения, а так же руководителей здравоохранения, позволяющим оперативно определять приоритетные направления для оптимизации деятельности по улучшению качества оказываемой медицинской помощи. 1. Архипов В.В.

 Фармакоэпидемиологическая и клиническая оценка эффективности образовательных программ и внедрение индивидуальных планов лечения больных бронхиальной астмой / В.В. Архипов, г. В. Демидова, Н.Б. Лазарева и др. // Пульмонология. – 2002. – № 1. – С. 105–109. 2. Лопухова В.А., Тарасенко И.В.

 Структура потребления лекарственных средств при терапии хронических респираторных заболеваний у взрослых // Сибирское медицинское обозрение. – 2012. – № 4. – С. 32–34. 3. Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Кайланич г. А., Кайланич Е.А. Изучение качества внебольничной медицинской помощи в медицинских организациях города Орла // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.

URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25383 (дата обращения: 19.11.2016).
4. Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Светый Л.И., Хоменко Е.А. Изучение влияния нефиксированной комбинированной фармакотерапии на качество жизни больных хроническими респираторными заболеваниями // Успехи современного естествознания. -2015. – № 2. – С. 77–80. 5. Лопухова В.А.

 Реальная практика применения противоастматических препаратов в амбулаторно-поликлинических условиях // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2010. – №4(36). – С.55–57. 6. Лопухова В.А., Тарасенко И.В., Петров В.И. Выбор лекарственных средств при лечении бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких // Клиническая медицина. – 2012.

 – № 4. – С. 67–69. 7. Петров В.И., Лопухова В.А., Тарасенко И.В. Лекарственная терапия бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни лёгких: данные доказательной медицины и реальная клиническая практика // Клиническая медицина. – 2012. – № 3. – С. 59–62. 8. Полевая О.А., Карабиненко А.А. Школа здоровья для больных бронхиальной астмой // Лечебное дело. – 2007. – №3. – С.

42–44. 9. Тарасенко И.В., Лопухова В.А. Сравнительная оценка эффективности комбинированной терапии больных с бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2012. –.№ 3. – С. 130–134. 10. Тарасенко И.В., Лопухова В.А.

 Оценка эффективности обучающих программ для больных бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких в реальной врачебной практике // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2012. – № 1. – С.162–163.

Бронхиальная астма (БА) является одним из самых распространенных хронических заболеваний.

по статистическим данным Минздрава РФ число больных этим заболеванием ежегодно увеличивается в среднем на 7 % . в настоящее время в мире около 300 млн. больных БА [1, 4]. Общее количество больных астмой в РФ приближается к 7 млн. человек, из которых около 1 млн. имеют тяжелые формы болезни, часто приводящие к инвалидизации и возможным летальным исходам [5].

БА снижает уровень качества жизни (КЖ) человека, влияя на все виды его деятельности. Отмечено, что КЖ больных БА прогрессирующе ухудшается по мере усугубления тяжести заболевания [2, 6].

БА входит в число десяти главных неинфекционных хронических заболеваний, являющихся основной причиной смерти в среднем и пожилом возрасте, сокращает среднюю продолжительность жизни мужчин на 6,6 года, женщин – на 13,5 лет [8]. при этом продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими респираторными заболеваниями, в РФ на 10–15 лет меньше, чем в развитых странах Европы.

Назначение врачом ЛС – это первичный уровень оказания медицинской помощи, который является одной из главных составляющих экономики здравоохранения [3, 6]. по данным ВОЗ, длительное соблюдение назначений врача при хронических заболеваниях наблюдается лишь в 50 % случаев [9, 10].

Низкая приверженность лечению, особенно при хронических заболеваниях, является одной из причин уменьшения терапевтического эффекта, существенно повышает вероятность развития осложнений, ведет к снижению качества жизни больных и увеличению затрат на лечение.

Многие случаи недостаточно эффективного лечения больных БА связаны с непониманием пациентами сущности заболевания, которая приводит к неправильному пониманию предписаний врача. в нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своем заболевании.

Неосведомленность пациентов о своей патологии, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами являются серьезными препятствиями для успешного преодоления болезни, что выражается в учащении обострений, госпитализации, вызовов скорой помощи и приводит к снижению качества жизни и удорожания лечения [7, 8].

Одним из путей для повышения эффективности лечения БА служит использование различных форм обучения, таких как астма-школа, астма-день, телефоны помощи больным, самостоятельное образование с помощью научно-популярной литературы, видео-фильмов, Интернет-сайтов. Применимость этих видов обучения зависит от особенностей лечебного учреждения. Среди перечисленных методов важное место занимает астма-школа. Основным предназначением астма-школы является обучение пациентов сомоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника. Первой формой образовательной работы с пациентами является амбулаторная врачебная астма-школа. Мировой опыт внедрения таких астма-школ показал их эффективность и неоценимое значение в формировании образовательных программ [10]. Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА – все это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в поликлинике ОБУЗ «КГКБ №4».

Цель исследования: провести анализ работы школы здоровья для больных БА разных возрастных групп в реальной клинической практике в амбулаторных условиях.

Материалы и методы исследования

В поликлинике ОБУЗ «КГКБ №4» проводилась астма-школа с больными БА. Были проанализированы данные 54 больных БА, смешанной формы заболевания средней и тяжелой степени тяжести (по классификации ВОЗ/МОАГ 2004), которые посещали астма-школу в 2015 году. в группе I средний возраст больных составил 52,4±1,7 лет (пациенты, обучавшиеся в активной астма – школе).

Во II группе средний возраст больных составил 50,8±1,9 – (пациенты, не посещавшие астма – школу). из них женщины составили 53 % пациентов, мужчины -47 %. Больные БА молодого возраста составили 41 %, среднего – 44 %, пожилого – 15 %. Две группы пациентов были сопоставимы по возрасту и половым различиям.

в группе I средняя длительность заболевания была 8,7±1,2 и 8,4±1,3 – в группе II. в двух группах преобладали пациенты со среднетяжелой формой заболевания (в 78 % случаев).

Всем больным проводилось исследование функции внешнего дыхания на приборе «Microlab» (измерение показателей форсированной жизненной ёмкости лёгких и объёма форсированного выдоха за первую секунду), анкетирование (общие сведения, уровень самочувствия, готовность к сотрудничеству с врачом, предпочтения пациентов в выборе препаратов), определялся уровень приверженности к лечению (с помощью «слепого динамического» взвешивания индивидуальных дозированных ингаляторов, изучения дневников самонаблюдения пациентов), оценка качества жизни (опросник SF-36). Период наблюдения составил 4 месяца. Общая продолжительность цикла обучения в астма-школе составил 4 недели, по 2 занятия в неделю в будние дни, которая предполагала тестовый контроль знаний с обсуждением результатов тестирования, обсуждение интересующих вопросов, изучение специальной литературы, применение интерактивные форм обучения, обучение технике ингаляций, демонстрация небулайзеров, порошковых и аэрозольных дозированных ингаляторов, спейсеров, пикфлоуметров, т.е. активное вовлечение больных в учебный процесс. Образовательная программа включает следующие темы для занятий: анатомия и физиология органов дыхания; что такое бронхиальная астма; анатомические и функциональные изменения в бронхиальном аппарате при обострении бронхиальной астмы; методы контроля течения заболевания в домашних условиях (пикфлоуметрия); не медикаментозная терапия бронхиальной астмы; медикаментозная терапия бронхиальной астмы; современные ингаляционные глюкокортикоиды, β-агонисты, отхаркивающие средства. Обучение пациентов было направлено на достижение обучение методам самоконтроля, взаимопонимания, выработку навыков пользования препаратами. Пациентам объясняется порядок оформления льготных рецептов на препараты. в основу астма-школы заложены следующие положения: 1) психологическая реабилитация должна предшествовать физической; 2) здоровье пациента может быть восстановлено только при обеспечении здорового образа жизни; 3) необходимы знания основ фармакотерапии и самоконтроля; 4) семья является главным этапом реабилитации больного. Анализ осуществлялся при помощи электронных таблиц Microsoft®Excel 2010. Статистически значимыми считали отличия при уровне p < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного исследования было определено, что 49 % больных нерегулярно использовали лекарственные препараты в связи с низкой приверженностью к лечению, 17 % больных БА вообще не лечились.

Факторами, провоцирующими приступ бронхиальной астмы, выступали: нерегулярность противоастматической терапии – в 49 % случаев, инфекционные заболевания – в 40 %, аллергические реакции – в 34 %, физическое перенапряжение – в 12 % и стрессы – в 19 %.

После проведения занятий с больными БА в «астма-школе» количество ошибок в тестовых заданиях достоверно снизилось в 2,7 раза; увеличилась доля пациентов, находящихся на регулярной терапии на 23 %; достоверно повысилась приверженность к лечению бронхолитиками и иГКС (анализ дневников самоведения); у лиц как молодого, среднего так и пожилого возраста, потребность в ингаляциях бронхолитиков для купирования симптомов БА достоверно снизилась в 3,1 раза, Достоверно увеличились показатели форсированной жизненной ёмкости лёгких и объёма форсированного выдоха за первую секунду; улучшились показатели качества жизни по опроснику SF-36. Выявлено уменьшение обращений в поликлинику в среднем в 2,6 раза; при этом в группе молодых больных этот показатель был увеличен в 3,4 раза, в группе среднего возраста – в 2,8 раза, и в группе пожилых больных – в 2 раза, выявлено уменьшение обращений в службу скорой помощи в среднем в 5,4 раз; число госпитализаций уменьшилось в среднем в 5 раз (при этом в 7,3, 4,9 и 2,8 раза соответственно указанных групп). Фармакотерапия больных БА изменилась в лучшую сторону: через 4 месяцев в группе пациентов посещающих «астма – школу» чаще использоваться комбинированные препараты (серетид, симбикорт), в среднем 1,8 раза снизилось потребление пероральных кортикостероидов (преднизолона и полькортолона), больные перестали применять препараты короткодействующих теофиллинов.

Заключение

Результаты исследования позволяют реально охарактеризовать уровень эффективности обучающих программ для больных БА разных возрастных групп.

Проведенный анализ применения обучающих занятий в астма-школе в реальной клинической практике в амбулаторных условиях подтверждает необходимость дальнейшего внедрения и совершенствования астма-школ для больных БА разных возрастных групп.

Полученные результаты работы являются важным информационным каналом для врачей первичного звена здравоохранения, а так же руководителей здравоохранения, позволяющим оперативно определять приоритетные направления для оптимизации деятельности по улучшению качества оказываемой медицинской помощи.

Библиографическая ссылка

Светый Л.И. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 12-2. – С. 277-279;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10823 (дата обращения: 11.05.2020).

Источник: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10823

Новости поликлиники

школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Как устроены дыхательные пути?

В норме бронхи свободно проходимы, и воздух легко проходит в легкие и обратно. При бронхиальной астме стенки бронхов утолщены и отечны. Может легко начаться астматический приступ.

Во время приступа астмы стенки бронхов отекают еще сильнее, происходит спазм мышц бронхиальной стенки, бронхи сужаются, выделяется секрет, который также затрудняет прохождение воздуха через бронхи. Во время приступа в легкие попадает и выходит меньше воздуха.

Человек кашляет и задыхается, чувствует стеснение в груди, отмечает появление свистящих хрипов.

Каковы причины возникновения бронхиальной астмы?

Имеются три группы причин:

  • первая группа – это факторы, предрасполагающие к развитию заболевания, – определенная наследственность и факторы окружающей среды;
  • вторая группа – это аллергены, являющиеся причиной аллергического воспаления в бронхах, они же поддерживают это воспаление;
  • третья группа – это факторы, способные вызвать приступ удушья или обострение астмы, – они носят название триггеров.

Течение бронхиальной астмы, клинические проявления.

У больного бронхиальной астмой – защитная реакция развивается при попадании тех частиц, которыми мы дышим в обычных условиях каждый день. Со временем начинает прогрессировать воспалительный процесс.

Симптомы заболевания возникают чаще, протекают тяжелее и практически не поддаются лечению бронхорасширяющими препаратами. Виновниками являются клетки – эозинофилы и другие, которые находятся в стенке бронхов.

Основными факторами, провоцирующими приступы являются:

  • шерсть животных (в т.ч. кошек и собак);
  • пыль в матрасах и подушках;
  • пыль при подметании;
  • пыльца деревьев и цветов;
  • пищевые продукты (в т.ч. мандарины, шоколад и т.д.);
  • сильные запахи (в т.ч. запахи духов, распыляющихся лаков);
  • сигаретный дым;
  • переохлаждение и простуда;

Группы риска, наиболее подверженные бронхиальной астме:

  • детский, юношеский возраст;
  • лица, часто страдающие ОРВИ (заболевают в 18 раз чаще);
  • больные хроническим бронхитом, хроническим насморком, полипами носа;
  • лица, работающие во вредных условиях (пыль растительная, животная) с антибиотиками, пластмассой, стиральным порошком;
  • страдающие диатезом, поллинозом;
  • люди, имеющие наследственную предрасположенность заболевания.

Как протекает приступ бронхиальной астмы? Типичный приступ бронхиальной астмы заключается в быстром возникновении затрудненного дыхания, при котором сильно затруднен выдох, или по-другому это называется удушье, могут быть, слышны свистящие хрипы.

Приступ может сопровождаться чувством испуга, потливостью, слабостью. Очень плохо сказывается на состоянии больного в этот момент «дыхательная паника»: попытки человека дышать, как можно интенсивнее еще больше затрудняют прохождение воздуха по бронхам.

Полноценное обследование больного, особенно при первичном обращении, включает общие клинические анализы (в том числе мокроты), рентгенографию грудной клетки, определение возможных аллергенов (для этого может понадобиться консультация аллерголога или иммунолога), проведение суточной пикфлоуметрии.

Принципа лечения бронхиальной астмы:

  • Своевременное и правильное лечение инфекционных процессов (ОРВИ), протекающих с поражением дыхательных путей.
  • Одна из важных первоочередных мер во время приступа бронхиальной астмы – устранение «дыхательной паники».
  • В случае развития приступа удушья или перед предполагаемой физической нагрузкой – необходимы ингаляции из дозирующего баллончика быстродействующих бронхорасширяющих средств, назначаемых врачом.
  • В случае развития тяжелого приступа бронхиальной астмы, который не снимают ингаляции быстродействующего бронхорасширяющего средства, необходимо не откладывая, обратиться за медицинской помощью.
  • Такой приступ может перерасти в угрожающее жизни состояние – астматический статус.

Виды ингаляций, которые используются при бронхиальной астме:

  • Дозирующие баллончики для ингаляций, в которых действующее вещество представлено в виде аэрозоля.
  • Нужным и эффективным следует признать применение спейсеров для осуществления ингаляции жидких препаратов из дозирующих баллончиков.
  • Для использования растворов используют небулайзеры (аппараты компрессорного типа, подающие струю воздуха и ультразвуковые ингаляторы), которые создают мельчайшие (меньше чем при использовании баллончиков) частички лекарств (в виде пара), благодаря чему лекарство доставляется в более мелкие бронхи.
  • Существуют порошкообразные средства для лечения бронхиальной астмы, порошковые частички тоже очень маленькие и обеспечивают хорошую доставку лекарства до мелких бронхов.

Последствия аллергического воспаления в бронхах. Длительное воспаление в бронхах ведет к изменению их нормальной структуры.

Мышечная оболочка утолщается (гипертрофируется); эпителий бронхов страдает от постоянного воспаления, и его клетки погибают.

Так как воздух не может спокойно выходить из альвеол, последние расширяются, что ведет к повышению воздушности легочной ткани – эмфиземе.

Признаки обострения астмы:

  • усиление кашля, тяжесть в грудной клетке, свистящее дыхание или затруднение дыхания, особенно ночью;
  • необходимо большее количество противоастматических медикаментов, чем обычно; или лекарства не помогают как обычно;
  • показатели пиковой скорости выдоха ниже Ваших лучших значений, несмотря на увеличение противоастматической терапии.

План действий при приступе бронхиальной астмы.

1. Придать больному сидячее положение. Посадить больного на стул, в кресло, на кровать, проветрить помещение. Положение сидя способствует улучшению дыхательной функции легких за счет включения вспомогательной дыхательной мускулатуры и лучшему отхождению мокроты.

2. Дать бронхорасширяющие лекарственные средства в виде ингаляций. Если есть ручной ингалятор, необходимо сделать 2-4 вдоха. В последующем при улучшении делать 1-2 вдоха каждые 5-10 мин до снятия приступа бронхиальной астмы.3. Вызвать врача При тяжелом приступе вызвать «скорую помощь», так как затянувшийся приступ может вызвать острую дыхательную недостаточность с тяжелыми последствиями. Меры предосторожности:1.Если приступ бронхиальной астмы не прекращается в течение 30-40 мин больного надо срочно доставить в больницу.

2. Нередко приступ бронхиальной астмы развивается на фоне сердечно-сосудистых заболеваний. При этом надо иметь в виду, что приступ бронхиальной астмы чаще развивается у молодых, а сердечной астмы — у людей более пожилого возраста. Поэтому нельзя затягивать с обращением к врачу лиц пожилого возраста.

Источник: http://www.lgp1.ru/index/bronkhialnaja_astma/0-58

Школы по обучению жизни с бронхиальной астмой

школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

На консультациях у врача, да и в стационаре, где лежат больные с астмой, сложно получить всю информацию о бронхиальной астме.

О центрах, в которых пациенты, больные астмой, могут узнать ответы на все свои вопросы и взглянуть на болезнь изнутри, понять, как жить дальше, как организовать свой быт стали говорить еще в прошлом веке.

В наше время такие центры появились и стали называться «школами бронхиальной астмы» или «школами здоровья по бронхиальной астме»

В 80-х годах были учреждены программы обучения по бронхиальной астме в скандинавских странах и в США. На основании этого опыта, а, в первую очередь, на основании передачи знаний относительно ориентированных программ в конце 80-х годов была учреждена программа обучения по астме в Германии.

Сначала некоторые центры разработали программы, а затем произошло быстрое распространение и координация этих проектов. Первично эти программы были направлены на то, чтобы улучшить «соблюдение режима терапии» пациентами и их семьями.

Только что упомянутый классический термин «соблюдение режима терапии» определял то, в какой степени поведение пациента соответствует рекомендациям и советам врача. Это, в свою очередь, породило термин «несоблюдение режима терапии», указывающий на отрицательный признак личности пациента («трудный пациент»).

Следовательно, это считалось бы препятствием для реализации врачами целесообразной и направленной терапии. Данный классический термин «соблюдение режима терапии» считается на сегодняшний день устаревшим: вместо него используют термин «обеспечение реальных возможностей и условий».

Этот термин включает в себя партнерские и подразумевающие сотрудничество отношения между врачом и пациентом, при которых оба партнера несут равную ответственность за то, чтобы пациент и его родные справлялись с задачами, возникающими в связи с хроническим заболеванием, в повседневной жизни.

Школы здоровья по бронхиальной астмe

Школы здоровья по бронхиальной астме сейчас очень распространены во всем мире. Здесь  даются рекомендации, как жить с астмой, какой распорядок дня должен быть, как  соблюдать правильный режим и составлять полноценный рацион питания.

В этом контексте цель обучения в таких школах состоит в повышении навыков пациента и его семьи, связанных с более обширным использованием имеющихся в наличии ресурсов для обеспечения приемлемых методов самовосприятия, чтобы пациент сам как можно раньше мог обнаружить начинающееся ухудшение состояния, обострение, распознать возникшую проблему со здоровьем и соответственно отреагировать. Безусловно, обучение пациентов включает в себя практические знания и понимание взаимосвязи заболевания, триггера и лечения.

Однако при этом ключевыми факторами являются аспекты распознавания ранних и предупредительных симптомов, умение справляться с психосоциальными нагрузками последствий и принятие заболевания пациентом и его родными. Посредством ролевых игр отрабатываются стратегии поведения, которые могут быть реализованы в повседневных ситуациях.

Так как при этом определенную роль играют также эмоциональные аспекты (опасения относительно влияния болезни, побочных эффектов от приема лекарственных препаратов, планирование жизни, выбор профессии, чувство вины относительно возникновения хронического заболевания и т. д.

), следует учитывать эти аспекты и их влияние на само заболевание, а также на пациентов или их семьи.

Участие семьи в работе школы здоровья для больных астмой

Под девизом «Никто не одинок в своей болезни» в рамках программ обучения для детей и подростков регулярно задействуют в обучение родителей или постоянно ухаживающих за больными лиц. Это рекомендуется, прежде всего, потому, что дети и подростки рассматривают своих родителей в качестве основных консультантов по вопросам, связанным со здоровьем.

Дальнейший аспект возникает на основании того, что в случае критических ситуаций (например, начало атопического нейродерматита, тяжелый приступ астмы, анафилаксия) пациент и его семья в острой ситуации зачастую сами должны действовать грамотно, прежде чем им предоставит помощь какой-либо врач или служба скорой и неотложной помощи.

При определенных обстоятельствах для этого должна быть в наличии совокупность социальных стратегий реализации (например, подросток должен быть в состоянии использовать свой экстренный пульверизатор во время урока физкультуры, ребенок также должен быть в состоянии в некоторых случаях использовать ручку с дозой адреналина, если вследствие укуса осы ему угрожает анафилаксия).

В общем, обучение пациентов является образовательным и психологическим посредничеством, при котором им передают знания медицинского характера и обучают их применению.

Цель состоит в том, чтобы посодействовать максимально возможной самостоятельности пациентов и их родных, несмотря на хроническое заболевание и ввиду его наличия, их максимально возможной осведомленности и, таким образом, в целом, повышению качества их жизни.

Программа обучения по астме в школах здоровья в Германии

Программа обучения по аллергическим заболеваниям действуют для бронхиальной астмы с конца 80-х годов.В 1991 году представители всех обучающих на то время центров в немецкоговорящих странах собрались на первой совместной конференции.

На базе этих ежегодных научных конференций образовалось междисциплинарное Общественное объединение по обучению в вопросах астмы в детском и подростковом возрасте (AGAS). AGAS свело воедино все существующие на то время обучающие модели и разработало единые стандарты для проведения обучения.

Была разработана программа AGAS, которая в настоящее время осуществляется по всей стране с участием более чем 3300 инструкторов (как в амбулаторных условиях, так и в экстренной стационарной области и области реабилитации).

 Эта программа совмещает современный подход к успешному лечению, обучению, контролю и профилактике бронхиальной астмы.

Цели обучения пациентов, страдающих астмой

  • Знания об астме, а также медикаментозном и немедикаментозном длительном/неотложном лечении.
  • Распознавание триггеров и способов их предотвращения.
  • Распознавание ранних симптомов, физической самооценки и раннего вмешательства.
  • Ослабление тревог, связанных с заболеванием/эмоциональная помощь пациентам и особенно родителям.
  • Принятие астмы в качестве хронического заболевания.
  • Улучшение обращения родных с больным, страдающим хроническим заболеванием.
  • Снижение психосоциального воздействия хронического заболевания.
  • Поощрение личной ответственности.

Возможности школ здоровья по бронхиальной астме

Мониторинг за заболеванием и полученный опыт в школе здоровья дают возможность пациентам  рационально и адекватно оценить свои действия в тяжелой ситуации.

Во время обучения пациент сможет узнать о том, как принимать препараты и какое воздействие они оказывают. Он научится использовать препараты в соответствии с возникшими симптомами.

Кроме того, ему покажут, какие вспомогательные средства и техники можно использовать для облегчения жизни с болезнью. К тому же, в школе здоровья часто проводятся тренировки по их применению.

К таким техникам и вспомогательным средствам относятся:

  • техника правильной ингаляции;
  • использование дозированного аэрозольного ингалятора со спейсером;
  • ведение дневника по астме;
  • использование пневмотахометра;
  • поведение в неотложных ситуациях;
  • и много чего другого.

Пациенты могут много раз принимать участие в таких обучениях и посещать школу здоровья. Взрослым рекомендуется через 2 года освежить свои знания. Дети и подростки должны это делать через 6-12 месяцев.

Источник: https://www.wp-german-med.ru/pulmonologia/1716-shkola-zdorovya-po-bronkhialnoj-astme.html

Астма-школа: цели, задачи, содержание занятий, организация работы

школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

https://www.youtube.com/watch?v=vc8vqxaQ59o

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики.

Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом.

Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры.

Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления.

Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник: https://bronhialnaya-astma.com/reabilitatsiya-i-profilaktika/astma-shkoly-dlya-bolnyh-bronhialnoj-astmoj-tseli-zadachi-organizatsiya

ПроМедицину